13 мая 2022 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына в рамках регулярных собраний «Отражения» ведущим научным сотрудником отдела культуры российского зарубежья ДРЗ Н.И. Герасимовым была прочитана лекция «В поисках нового человека: мистика, “социотехника” и “интериндивидуальность” анархистов русского зарубежья».
В основу своей лекции Н.И. Герасимов положил самые последние результаты исследований в области истории философских дискуссий анархистов-эмигрантов XX века. В начале своего выступления он подчеркнул, что проблема человека занимала едва ли не центральное место в духовных поисках анархистов пореволюционной России. Такого рода поиски большевистская власть смогла терпеть лишь очень ограниченное время (после 1930 года философские дискуссии анархистов на территории СССР были прекращены). Вместе с тем, даже этого времени хватило для создания анархистами целого калейдоскопа интереснейших (и странных) исследовательских подходов к изучению человека как философского феномена. Более того, некоторым теоретикам удалось продолжить свои изыскания уже за пределами России, находясь в эмиграции. На примере мистического анархизма и пананарахизма (и его производных в форме теории «социотехники» В.Л. Гордина и «интериндивидуализма» А.Л. Гордина) Н.И. Герасимов показал, как эволюционировала философская мысль левых радикалов, которые старались разрабатывать альтернативную П.А. Кропоткину концептуальную антропологию.
На страницах журнала «Пробуждение» и газеты «Рассвет» мистические анархисты пытались рассказать русской рабочей диаспоре в США о тонкостях духовного понимания анархии. А.А. Солонович сосредоточился на проблеме типологии людей в согласии с гностическим вероучением («физики», «психики», «пневматики»). Е.З. Долинин (Моравский) выступил с критикой социалистического дискурса, считая, что социализм как концепция затемняет идею личности. Мистические анархисты находились в ожесточенной борьбе с русскими анархо-синдикалистами в США и анархо-коммунистами в Париже, которые в области философской антропологии не отошли в сторону от учения П.А. Кропоткина. Эмигрировавшие из России бывшие пананархисты В.Л. и А.Л. Гордины очень быстро наладили диалог с англоязычными и франкоязычными периодическими изданиями. В.Л. Гордин публиковался не только в анархо-индивидуалистической газете Э.Армана L’en dehors, но и в академическом философском журнале The Journal оf Philosophy при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Его брат А.Л. Гордин нашел средства для издания своей собственной газеты The Clarion, куда в качестве постоянных авторов пригласил Э. Армана и других мыслителей-индивидуалистов. Примечательно, что конструктивного диалога между анархистами-мистиками и бывшими пананархистами не состоялось (несмотря на то, что и те, и другие жили в США). Если мистические анархисты проповедовали отказ от власти и поиск специфического ненасильственного изучения мира (что подразумевало под собой критику научного знания как «насилия над жизнью»), то братья Гордины стремились к тому, чтобы человек осуществил окончательный контроль над действительностью, используя блага научно-технического прогресса и все существующие прогрессивные формы социальных взаимодействий (горизонтальная самоорганизация, активация малых групп, скрепленных не традициями, а культурой солидарности).
После лекции состоялась дискуссия, в ходе которой обсуждались такие темы, как концептуальная связь между идеями В.Л. Гордина и современными объектно-ориентированными онтологиями, отражение идей мистических анархистов в актерской системе М.А. Чехова, технические возможности искусственного языка АО (в том числе и в контексте социальной теории Б. Латура) и многое другое.
— Н.И. Герасимов