Обращение журнала в Первомай

Обращение журнала в Первомай

Обращение журнала в Первомай

Писать о Первомае, когда вокруг – не триумф революции, а кошмар боевых действий, эмоционально невероятно трудно. 18 марта 1941 г. Г.П. Максимов, один из влиятельнейших анархо-синдикалистов русской диаспоры в США, сообщал своим товарищам по журналу «Дело труда – Пробуждение» следующее: «Статью о Первомае я писать не буду. Терпеть не мог писать подобные праздничные статьи, особенно когда праздник потерял свою свежесть и даже значение»[1]Герасимов Н.И. «Поражение Гитлера есть необходимое условие… революции»: из редакционной переписки журнала … Continue reading. Вопреки словам русского анархо-синдикалиста всё же стоит помнить, что «свежесть и даже значение» этого праздника связаны не только с эстетикой рабочего движения и не только с историей борьбы людей за 8-часовой рабочий день.

Первомай – моральная историософская системообразующая анархического движения. 1 мая – память о том, что угнетаемые способны восстать против угнетателей. Казнь чикагских анархистов после забастовки 4 мая 1886 г. пробудила от «догматического сна» Э. Гольдман, а подруга и спутница одного из казнённых (А. Парсонс) Л. Парсонс в последующем стала одной из ключевых фигур в рабочем и феминистском движении, а Парижским конгрессом II Интернационала в июле 1889 года было принято решение о проведении ежегодных демонстраций в день 1 мая. Цепочка исторических событий – как эффект домино – никогда не знаешь, к чему приведёт то или иное действие, тот или иной поступок. То, что когда-то было посеяно социальным бунтом – потом прорастает в окопах.

1 мая интегрировало и объединило множество радикальных левых организаций по всему миру. Их пропагандистская работа прямым образом сказалась на ходе боевых действий в годы Первой мировой войны. Речь идёт не только о пресловутом «штыке в землю», но и о том, как вооружённые боевые отряды из социальных низов буквально воевали против экспансионистских сил целой империи (австро-венгерские войска и отряды под командованием Н.И. Махно). Как эхом 1 мая отразилось на военно-политической карте мира в XX в.? С Земного шара были стёрты: Германcкая империя, Австро-Венгерская империя и Российская империя.

В сущности, кто такие угнетённые? Разве не те, кто становится объектом агрессии? Разве не те, кто переживает страдания и ужас в результате эгоистических экспансионистских сил со стороны социального агента, наделённого силой? 1 мая как феномен обладает разными способами проявления. Если отбросить в сторону «партийную» и идеологическую риторику, Первомай – праздник будущей победы, победы угнетённых над угнетаемыми. Окопы и тюрьмы – эстетика борьбы за право на свободу, за право говорить на своём языке, за право говорить от своего имени, за право бороться против тех, кто лишает тебя субъектности.

Весной 1942 г. Г.П. Максимов напишет: «…Интересы международного пролетариата тесно связаны с национальным освобождением Индии, и анархизм никогда не будет в оппозиции к национальной войне индусов против англичан только на том основании, что это война и насилие. Как раз наоборот – он примет в ней активное участие»[2]Максимов Г.П. Пётр Кропоткин и война // Дело труда — Пробуждение. 1942. №5. С.3..

Примечания

Примечания
1Герасимов Н.И. «Поражение Гитлера есть необходимое условие… революции»: из редакционной переписки журнала «Дело труда — Пробуждение» (март-апрель 1941 г.). Часть 2. URL: https://akrateia.info/porazhenie-gitlera-est-neobhodimoe-uslovie-revolyucii-2/.
2Максимов Г.П. Пётр Кропоткин и война // Дело труда — Пробуждение. 1942. №5. С.3.