История мистического анархизма (проблема периодизации)

История мистического анархизма (проблема периодизации)

Автор:

История мистического анархизма (проблема периодизации)

Share/репост

В статье исследуется проблема периодизации мистического анархизма. Автор полагает, что большая часть разногласий между современными исследователями творческого наследия анархистов-мистиков XX в. связана с отсутствием какого-либо историко-философского ориентира, схемы. В тексте статьи предлагается посмотреть на всю историю развития этого явления как на эволюцию сообществ мыслителей, которым одинаково были близки и анархистские, и мистические идеи. Выделяются 3 периода: 1) 1905–1907; 2) 1917–1930; 3) 1924–1939. В каждом периоде автор анализирует идейные принципы конкретного сообщества мистических анархистов, их возможность влиять на культурный ландшафт своей эпохи, а также их концептуальную связь с предшественниками/последователями. Понятия «мистический анархист» и «анархо-мистик» употребляются в данном тексте синонимично. Особое внимание уделяется эмигрантскому периоду деятельности мистических анархистов (в основе исследования – анализ периодических изданий русской диаспоры в США).

Мистический анархизм – одно из самых сложных явлений в истории отечественной интеллектуальной культуры. На данный момент неясно даже, как правильно употреблять этот термин в научных публикациях – без кавычек[1]Дорынек К.Я. Мистический анархизм Георгия Чулкова // Вестник Курганского государственного университета. … Continue reading или с кавычками[2]Кошарный В.П. «Мистический анархизм» в России в начала XX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский … Continue reading? В современной науке все еще господствует мнение, что анархизм – это в большей степени политический феномен, а теоретики анархизма – мыслители, которые использовали философию скорее как средство, а не как цель. Идеи мистических анархистов вряд ли можно однозначно вписать в какую-либо сеть политических координат по целому ряду причин: это и требование «революции духа» (отличной от социальной революции), и частое использование художественных приемов в изложении своих базовых принципов (как будто «в пику» публицистической традиции левых антиэтатистов), и др. Успехи отечественной науки в изучении немецкой традиции (Г. Ландауэр)[3]Семиглазов Г.С. Мистический анархизм Густава Ландауэра // История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 49–61. , а также исследования современных английских философов (С. Кричли)[4]Critchley S. Mystical Anarchism // Critical Horizons: A Journal of Philosophy and Social Theory. 2009. Vol. 10. Issue. 2. P. 272–306. показывают, что сближение гностицизма, мистицизма и анархистской теории происходило в разных странах на рубеже XIX–XX вв. Не секрет, что самый весомый вклад в эту интеллектуальную культуру внесли именно русские мыслители.

Несмотря на последние достижения в области исторических исследований, мистические анархисты все еще не представлены как самостоятельное интеллектуальное сообщество со своей хронологией жизни. Попытка создать дискуссию о мистическом анархизме как о своеобразном community предпринималась лишь один раз[5]Герасимов Н.И. Мистические анархисты // Финиковый компот. 2015. № 9. С. 66–68; Пеньяфлор Н.В. Мистические анархисты. … Continue reading. Это весьма странно, потому что философами и культурологами уже неоднократно подчеркивалась уникальность идейного наследия анархистов-мистиков, в то же время историки заметно расширили наше представление о хронологических рамках жизни мистического анархизма как социального феномена (например, мы знаем, что анархисты-мистики с переменным успехом продолжали свою работу даже в годы вынужденной эмиграции[6]Рублев Д.И. Проблема соотношения свободы и нравственности: взгляд теоретиков анархистской эмиграции … Continue reading). Проблема дефиниций часто соседствует с проблемой хронологических рамок. В случае с мистическим анархизмом ученые, к сожалению, нередко весьма произвольно выбирают трактовку понятия и сами определяют, какой исторический промежуток времени это понятие описывает (без какой-либо полемики с другими исследователями). Согласно В.П. Кошарному, идейное течение анархистов-мистиков «уже в конце 1907 г. начало сходить со сцены»[7]Кошарный В.П. «Мистический анархизм» в России в начала XX в. С. 55.. Согласно исследованию С.Ф. Ударцева, мистический анархизм, как минимум, продолжал свое существование и далее через А.А. Солоновича[8]Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М., 1994. С. 250–252.. Полагаем, что целостного понимания того, как темпорально развивалось это явление в научном сообществе нет – потому что не поставлена сама проблема о необходимости создания историко-философской периодизации данного феномена.

«Царство небесное». 2005. Испания, США. Реж. Ридли Скотт

Сочинения 1905–1907 гг. (Г.И. Чулков, Вяч. Иванов) представляют собой классическое наследие мистических анархистов – это не подвергается сомнению. Иначе дело обстоит с корпусом трудов других анархистов-мистиков, чья активная деятельность происходила уже после 1907 г. – в пореволюционной России 1920-х гг. (А.А. Карелин, А.А. Солонович), а также в рамках первой волны русской эмиграции – в 1930 гг. (Е.З. Долинин (Моравский), М.И. Рубежанин). Многие философы и культурологи упорно игнорируют тот факт, что в исторической науке деятельность Карелина и Солоновича уже давно понимается как явление мистического анархизма[9]Никитин А.Л. Анархо-мистики кропоткинского музея и масонство // Труды Международной научной конференции, … Continue reading. Вероятно, это связано с тремя обстоятельствами: 1) Чулков и Вяч. Иванов писали программные документы, отвечающие на вопрос «что такое мистический анархизм?», в то время как Карелин, Солонович и их последователи подобные тексты не писали; 2) после первой русской революции влияние мистических анархистов на интеллектуальную культуру резко снизилось, и только начиная с первых важных публикаций Солоновича (не ранее 1914 г.)[10]См.: Солонович А.А. Скитания духа. М., 1914. анархисты-мистики снова стали завоевывать внимание общества; 3) в случае с Долининым и Рубежаниным ситуация усугубляется еще и тем, что проблема диалога между интеллигенцией и рабочим движением в годы первой волны русской эмиграции в принципе пока изучена слабо.

В рамках этой статьи предлагается решить существующую проблему через введение историко-философской периодизации. Автор статьи отдает себе отчет, что подобная исследовательская работа с необходимостью приведет к искусственному схематизму, но без схематизма невозможна последующая работа по углублению нашего философского понимания мистического анархизма в каждый исторический период.

Мистический анархизм 1905–1907 гг. (Г.И. Чулков, Вяч. Иванов)

В 1905 г. в журнале «Вопросы жизни» выходят два эссе Чулкова «О мистическом анархизме» и «Анархические идеи в драмах Ибсена». В этих работах поэт настаивает, что такие явления, как анархизм, соборность, софиология и декаданс, образуют общее единство. Вся социально-политическая деятельность революционеров, по его мнению, не способна решить глубинные проблемы человечества. Нужна особая этико-эстетическая концепция, которая смогла бы выразить подлинную духовную проблему мира – проблему свободы (не в социально-экономическом, а в эстетическом и мистическом измерении). Мистический анархизм Чулков определяет как «учение о путях последнего освобождения, которое заключает в себе последнее утверждение личности в начале абсолютном»[11]Чулков Г.И. О мистическом анархизме // Вопросы жизни. 1905. №. 6. С. 201.. Критикуя «формальный» анархизм П-Ж. Прудона, М. Штирнера, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого, он предлагает обратиться к «анархическому духу» Ф.М. Достоевского и софиологии Вл. С. Соловьева. Если в творчестве Достоевского ярко выражено бунтарское начало (в первую очередь в образе Алеши Карамазова), то в творчестве Соловьева – начало интегрирующее, объединяющее, преодолевающее разрыв между разумом и верой, между этикой и эстетикой. Чулков замечает, что поэты-декаденты стремились к освобождению эмпирического человека, в то время как мистический анархизм стремится к освобождению духовной личности. Это освобождение возможно через общественность (внутри которой есть некая гармония, «музыкальное творчество»)[12]Жукоцкая З.Р. Философия музыки в мистическом анархизме Георгия Чулкова: социально-психологический аспект // … Continue reading. Государство наряду с такими явлениями, как сциентизм и господствующая общественная мораль («социальные порядки»), признаются Чулковым одинаково враждебными человеческой свободе.

Георгий Чулков (1879-1939)

Вяч. Иванов поддерживает Чулкова в его начинаниях и в 1906 г. пишет большое предисловие ко второй публикации эссе «О мистическом анархизме» отдельной брошюрой[13]Иванов Вяч. Идея неприятии мира и мистический анархизм // Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб., 1906. C. 5–27.. Предисловие русского поэта во многом углубляет и конкретизирует концепцию. В основе текста Вяч. Иванова лежит идея «неприятия мира» как исходная установка мистического анархизма – бескомпромиссный духовный бунт против действительности. Мыслитель настаивает, что термин «анархия» гораздо шире по своему содержанию, чем полагают многие последователи Бакунина и Кропоткина, что термин «мистика» вовсе не противоречит концепции анархизма, а во многом расширяет ее пределы. В работе «Байрон и идея анархии» он пишет, что анархия всегда была противоположна «эллинскому духу», что европейская культура уже на заре своего становления очень рано отвергла концепцию безначалия и безвластия во имя «благоустройства и строя»[14]Иванов Вяч. Байрон и идея анархии // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Брюссель, 1987. С. 284–286.. Несмотря на то что мыслители от У. Годвина до Кропоткина стремились освободить человека и общество, саму идею анархии они понимали неверно, во многом находясь в плену у того самого «эллинского духа». Задача мистического анархизма – вернуться к исходной идее анархии – к синтезу личного и соборного начал, к общей борьбе людей против «порабощения миром»[15]Там же..

Иванов Вяч. Идея неприятии мира и мистический анархизм // Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб.: Факелы, 1906

В 1906–1907 гг. вокруг альманаха «Факелы» складывается сообщество мистических анархистов (Чулков, Вяч. Иванов, С.М. Городецкий, М.А. Кузмин и др.). В эти годы наиболее активно проходят знаменитые «ивановские среды» – систематические собрания философов и литераторов, где обсуждение тезисов мистического анархизма занимает едва ли не центральное место в большинстве дискуссий. Русская интеллигенция по-разному относилась к концепции Чулкова и Вяч. Иванова: А.А. Блок – с симпатией, Л.И. Шестов – с одобрением, З.Н. Гиппиус – с полным и абсолютным неприятием[16]Герасимов Н.И. Мистические анархисты. С. 66–68.. Н.А. Бердяев критически замечал, что мистический анархизм «утверждает свободу, не связанную с истиной». Вместе с тем сам русский философ говорит следующее: «но все-таки я убежден, что первым мистическим анархистом был я, и об этом я говорил с Мережковскими и другими»[17]Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения. М., 2003. С. 400–401.. Д.С. Мережковский, которого нередко считают теоретиком мистического анархизма[18]Димитрова Н.И. «Мягкая революция» мистического анархизма // Соловьевские исследования. 2017. № 3 (55). С. 114., к новому сообществу литераторов-бунтарей относился неоднозначно. Да, мыслитель пристально изучал духовный путь русских анархистов, особенно Бакунина, ему был интересен бунт как феномен, но причислять себя к мистическим анархистам он явно не собирался[19]Мережковский Д.С. Мистические хулиганы / В тихом омуте. М., 2012. С. 115–123.. Д.В. Философов, опираясь на философию Э. Леруа, выступил с критикой Вяч. Иванова и Чулкова, полагая что те, порвав со всякой догматикой, со всеми существующими религиозными и эстетическими принципами, «отрезали» себе путь к действию, оставив лишь «голое созерцание»[20]Философов Д.В. Весенний ветер // Русская мысль. 1907. Кн. XII. С. 104–128..

К концу 1907 г. мистические анархисты оказались «в опале» – литературные критики и многие поэты (например, Блок, Андрей Белый), которые ранее были готовы присоединиться к этому течению, поменяли свои взгляды и старались «уйти с тонущего корабля». А. Белый в 1928 г. ретроспективно замечает, что вскоре после 1906 г. Чулков и Городецкий сами нанесли вред этому смелому начинанию, превратив теорию в «жалкий винегрет слов», что «накрашенный» М.А. Кузмин и вовсе ничего не делал для этого движения, а Блок и Вяч. Иванов, столкнувшись с трудностями, «покрывали молчаливым согласием эту неразбериху; и в своих художественных образах явно смеялись над всем тем, что вчера воспевали»[21]Белый А. Почему я стал символистом // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 444.. Сам Чулков констатирует, что к концу русской революции в кругу литераторов произошла самая настоящая путаница, понять, кто же являлся/является мистическим анархистом не представлялось возможным, а в спорах «крайним» оказался сам автор термина «мистический анархизм»[22]Чулков Г.И. Письмо к Блоку. Август 1906 г. Примечания // Чулков Г.И. Годы странствий. М., 1999. C. 721..

К основным принципам мистического анархизма Чулкова и Вяч. Иванова следует отнести: 1) ревизионизм (переосмысление ключевых терминов и понятий анархизма); 2) мистицизм (признание реальности мистического опыта); 3) революционизм (преданность идеи революции как способа достижения свободы); 4) эстетизм (примат эстетических категорий над экономическими, политическими и правовыми).

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Мистический анархизм 1917–1930 гг. (А.А. Карелин, А.А. Солонович)

После того как прекратились литературно-философские дискуссии 1905–1907 гг., вполне закономерно происходит спад интереса к концепции Вяч. Иванова и Чулкова, но не к самой идее взаимосвязи мистического опыта, революции и свободного безгосударственного общества. Например, в 1909 г. А.А. Мэйр в книге «Религия и культура», как замечает Д.С. Лихачев, «заявил о себе как о “мистическом анархисте”»[23]Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб., 1995. C. 227..

Новый «взрыв» интереса к мистическому анархизму происходит после февраля 1917 г., когда в Россию из Франции приезжает анархист-эмигрант и тамплиер Карелин[24]См.: Sapon V. Libertarian Socialist Apollon Karelin. Raleigh (NC), 2015; Моравский Е.З. Аполлон Андреевич Карелин. Некролог // Орден … Continue reading, чьим заданием было основать филиал ордена в России[25]Зотов С.О. Гностические образы в корпусе легенд ордена российских тамплиеров // Платоновские исследования. … Continue reading. В 1920 г. вместе с Андреем Белым он создает Восточный отряд Тамплиеров Всемирного ордена Тамплиеров (в других источниках его называют еще «Орден света») – законспирированную организацию, которая сочетала в себе элементы масонства и анархизма одновременно[26]Там же, С. 390–391..

Аполлон Карелин (1863-1926)

В это же время к ним присоединяется Солонович, чье увлечение антиэтатизмом и гностицизмом, попадает на плодотворную почву. В дальнейшем организация начинает эволюционировать в сторону создания кружков мистических анархистов по всей России.

В 1905–1907 гг. Чулков и Вяч. Иванов в качестве культурной формы развития своей теории выбрали литературу, в 1920–1930 гг. Карелин и Солонович «взяли курс» на театр и другие перформативные практики. В таком решении можно обнаружить идейную преемственность – идея свободного «соборного театра» разрабатывалась Вяч. Ивановым задолго до возвращения в Россию из эмиграции Карелина[27]Демехина Д.О. Раскрытие личности в концепции соборного театра Вячеслава Иванова // Философский журнал / Philosophy … Continue reading. Хотя прямых указаний на то, что русско-французский тамплиер заимствовал эту концепцию у своего предшественника, нет, можно говорить о своеобразном алгоритме развития мистического анархизма в контексте анархических учений XX в. В 1920–1930 гг. Россия была в большей степени восприимчива к духовным практикам и социальным экспериментам, связанным с воспитанием новой чувственности, чем в 1905–1907 гг. Многие идеи анархистов, существовавшие лишь в качестве теории в годы первой русской революции, материализовывались на практике после революций 1917 г. Например, в 1920 гг. пананархист В.Л. Гордин решает осуществить свой давний замысел и организует в Петрограде «Социотехникум», коммуну людей, которые в непосредственной практике общения разрабатывали новые «безвластные» способы социальной коммуникации[28]Герасимов Н.И., Ткаченко Д.А. От пананархизма к социотехнике и интериндивидуализму: проблема человека в … Continue reading. Поэтому театральность мистического анархизма 1920–1930 гг. органически вытекает из творческого наследия мыслителей 1905–1907 гг., чьи идеи, начиная с первой русской революции, стали частью культурного ландшафта России.

«Царство небесное». 2005. Испания, США. Реж. Ридли Скотт

После смерти Кропоткина в 1921 г. Карелин получает возможность организовывать регулярные собрания в Кропоткинском музее в Москве. Там происходят читки гностических текстов и экспериментальные театральные постановки, целью которых было создание «критически мыслящих личностей». Этот новый тип людей и должен был совершить будущую окончательную революцию духа. После революции духа должна наступить эра свободы – мир освободится от гнета государства, капитализма и других форм угнетения человека человеком. Если в 1905–1907 гг. мистические анархисты – узкая группа поэтов-символистов и религиозных философов, то в 1920–1930 гг. – это представители интеллигенции в широком смысле (профессура, студенты, художники и т.д.). Именно в 1920 гг. кружки анархо-мистиков стали пополнять в том числе и люди театрального мира. Регулярно собрания посещали будущие звезды сцены – актер М.А. Чехов и режиссер Ю.А Завадский[29]Сапон В.П. Русский либертарий А.А. Карелин // Отечественная история. 2008. № 2. С. 160–169.. «Приток» новых людей в мистический анархизм того времени был во многом обусловлен тем, что далеко не вся сочувствующая революции интеллигенция верила в социально-политическое решение существующих проблем.

Интеллигенция находилась в смятении – люди наблюдали, как в муках рождается новая культура, как путем «проб и ошибок» изобреталась новая эстетика, новый способ чувственного миропонимания. Несмотря на то, что церковь все еще влияла на умы людей, она не могла «одобрить» мистические переживания представителей интеллигенции, верящих в освободительную силу революции. Создаваемый Карелиным и Солоновичем «орден» привлекал «элитарностью» (хотя стать участником организации мистических анархистов было куда проще, чем масоном в классическом смысле этого слова). Иерархичность, свойственная масонству, выражалась лишь в том, что новопосвященный мог инициировать собственный анархо-мистический кружок и быть его «модератором»[30]Никитин А.Л. Анархо-мистики кропоткинского музея и масонство. С. 136–144.. Согласно воспоминаниям В.В. Налимова, участника одного из кружков, членом ордена мог стать тот, кому была свойственна «моральная устойчивость» и «владение мистическим восприятием»[31]Налимов В.В. Об истории мистического анархизма в России (по личному опыту и материалам Центрального архива) // … Continue reading.

В идее согласовать анархизм и культуру масонства Солонович не видел ничего принципиально нового. Согласно протоколу его допроса за 14 января 1931 г., он полагал, что исторически эти явления всегда пересекались[32]Показания А.А. Солоновича. ЦА ФСБ РФ. Р-33312. Т. 7. Л. 601..

Большинство масштабных трудов Солоновича (среди которых «Бакунин и культ Иальдобаофа» в 6 томах) было уничтожено с. До нас дошли лишь отдельные фрагменты, которые цитируются современными историками и философами[33]Савченко В. 100 знаменитых анархистов и революционеров. М., 2008. С. 338.. Своеобразная космология Карелина и Солоновича, эклектично соединяющая в себе сюжеты разных мистических и эзотерических учений, описывает сотворение мира непостижимым Богом как «Изначальной Причиной Всего Сущего». Люди, как и все живое («Искры света»), могут найти путь к Создателю лишь через нравственное самосовершенствование[34]Никитин А.Л. Легенды московских тамплиеров // Литературное обозрение. 1994. № 3/4. C. 103–111.. Бакунина, Толстого и Кропоткина Солонович как истинный поклонник гностического вероучения называет пневматиками, полагая, что именно они относятся к высшей сфере бытия. К. Маркс и В. И. Ленин для него – властолюбивые существа, находящиеся под влиянием ангелов Иальдобаофа. Разница между пневматиками и «пораженными властью» – первые не оправдывают цель средствами и не соблазняют людей лжесвободой, потому что истинная свобода заключается в не-принуждении и отказе от власти. Солонович замечает, что «государство – опиум народа», а не религия[35]Савченко В. 100 знаменитых анархистов и революционеров. С. 339..

К основным принципам мистического анархизма Карелина и Солоновича следует отнести: 1) гностистический анархический ревизионизм (пересмотр идей гностиков в контексте анархизма); 2) революционизм; 3) элитарность («критически мыслящие личности», воспитанные в кружках, как особые субъекты революции); 4) перформативность (театральные эксперименты).

Мистический анархизм русского зарубежья 1924–1939 гг. (Е.З. Долинин, М.И. Рубежанин)

Благодаря анализу эмигрантской периодики, а также исследованиям А.Л. Никитина нам известно, что против мистического анархизма уже с 1929 г. со стороны ГПУ шла настоящая информационная война[36]Аникст Ю. Трубадур мистического анархизма (А.А. Солонович) // Дело труда. 1929. № 50–51. С. 15–17; Никитин А.Л. Дело … Continue reading. Однако за 5 лет до этого Карелин и Солонович успели принять решение о создании своеобразного «спасительного» филиала в среде русской эмиграции, вдали от СССР.

Инициатором этого сложного проекта стал Е.З. Долинин (Моравский). В 1924 г. в США Долинин приобщает к своим идеям М.И. Рубежанина. Вместе они успешно договариваются о финансовой поддержке со стороны Федерации русских рабочих США и Канады – в 1924 г. появляется газета «Рассвет», а в 1927 г. журнал «Пробуждение». В 1920 гг. «Рассвет» и «Пробуждение» выполняли функцию информационной поддержки анархо-мистических кружков в СССР, однако по мере усиления большевистских репрессий получали все большую и большую автономию. Начиная с 1930 г., когда случился арест Солоновича и затем последующая ссылка в Нарымский край[37]Савченко В. 100 знаменитых анархистов и революционеров. С. 339., Долинин и Рубежанин оказались предоставлены сами себе, без связи с Россией.

Номер газеты «Рассвет»

В силу специфических особенностей развития русской диаспоры в Америке анархисты-мистики не могли создать ни центр дискуссионных собраний (как Чулков и Вяч. Иванов), ни сеть эзотерических творческих кружков (как Карелин и Солонович), ни уж тем более – энергичную журнальную полемику. Вместе с тем, именно периодические издания («Рассвет» и «Пробуждение») стали рупором мистического анархизма в США. К Долинину и Рубежанину присоединяются анархисты-эссеисты Б.Ф. Гершенфельд и Ю.С. Карпик. Совместными усилиями они вырабатывают весьма эклектичный принцип отбора материалов для публикаций – печатаются как литературно-философские эссе и стихотворения, так и новостная рабочая хроника.

Когда на страницах «Пробуждения» появляется редакционная заметка[38]Передовая. О наших задачах // Пробуждение. 1927. № 1. С. 1–4., где говорится, что это литературно-политическая площадка «для всех», очевидно – речь идет о попытке интегрировать вокруг себя как можно больше людей из разных слоев русской диаспоры, т.е. и интеллектуалов, и художественную богему, и рабочих активистов. Отчасти этот проект удался – для журнала писала феминистка Э. Гольдман, поэт А. Консе, философ и правовед Б.П Вышеславцев, книговед и писатель Н.А. Рубакин, анархисты А. Беркман, А. Горелик и др. В отличие от многих других анархических изданий «Пробуждение» и «Рассвет» были намеренно максимально инклюзивны – публиковались труды мыслителей совершенно разных политических взглядов, часто весьма далеких от анархических (например, статьи Н.Е. Эсперова[39]Эсперов Н.Е. Судьба партий в демократических диктатурах // Пробуждение. 1937. № 82–83. С. 25–27. и Ю. Делевского (Юделевского)[40]Делевский Ю. Коммунизм у насекомых // Рассвет. 1928. № 1. С. 2.). Радикальная инклюзивность становится одной из главных черт мистических анархистов русского зарубежья.

Мистический анархизм Долинина и Рубежанина воспроизводил новые установки, концептуально отличные от того, что делали их единомышленники в Российской империи 1905–1907 гг. и в СССР 1920 гг. Чулков и Вяч. Иванов полагали, что социальная революция неминуема, что она создаст потом «прекрасный пожар», в котором старый мир умрет во имя нового, Солонович и Карелин – что социальной революции просто недостаточно для окончательного преобразования мира (нужно идти дальше, нужно духовное обновление людей), Долинин и Рубежанин – что социальная революция нежелательна, что она несет в себе лишь иллюзию преобразований, но не гарантирует их, а чаще всего (пример русской революции) она вообще противоположна свободе. Антиреволюционная риторика журнала «Пробуждения» предполагала трансформацию мистического анархизма, его переход от «идеи моментального общественного переустройства» к концепции поступательного эволюционного развития. Конечный идеал – свободное общество без политиков, основанное на принципе самоуправления. В чем же главная задача мистического анархизма? В том, чтобы «пробудить» людей, подготовить человека к обществу без государства, подготовить его, прежде всего, «психологически».

«Царство небесное». 2005. Испания, США. Реж. Ридли Скотт

Соглашаясь с Вышеславцевым и Н.Н. Алексеевым, Долинин полагает, что русской культуре изначально присуще «вечное бунтарство». Главная же ошибка всех русских революционеров заключалась в том, что они идеализировали материальную свободу, не понимая, что концепция анархии предполагает духовное освобождение[41]Долинин Е.З. Право и нравственность // Пробуждение. 1927. № 1. С. 14–22.. «Пролетарское творчество, не признающее ни форм, ни логики, ни грамматики», никак не связано с освобождением людей от эстетических стереотипов и штампов, потому что сама идея пролетарской культуры превратилась в один большой штамп[42]Моравский Е. Критика и библиография // Пробуждение. 1927. № 2. С. 46–48.. Гражданскую войну в России Рубежанин называет братоубийственной, полагая, что все участники конфликта являются единым народом[43]Рубежанин М.И. Критика и библиография // Пробуждение. 1927. № 3. С. 40–48.. С одной стороны, опыт русской революции показал, что общество не готово к анархическому идеалу, с другой – что людские массы в ситуации политического кризиса сами воспроизводят большинство анархических принципов, главный из которых – ненависть к любой власти, будь то царь, Временное правительство или большевики (этим объясняется Кронштадтское восстание 1921 г.)[44]Рубежанин М.И. Итоги русской революции // Пробуждение. 1927. № 4. С. 1–10..

Свободолюбие мистических анархистов русского зарубежья не всегда приводило их к практическим положительным результатам. Желая уйти в сторону от всех стереотипов, они создали противоречивый образ своих печатных изданий. Например, принципиальная позиция Долинина и Рубежанина, что они делают «Пробуждение» «для всех», в итоге привела к тому, что журнал создавался без четкого понимания, кому он адресован. Усугубляло положение и то, что интерпретация идей анархизма в текстах Долинина часто не сопровождалась пояснительными комментариями. С одной стороны, мыслитель идет вслед за своими предшественниками, утверждая, что идею анархии невозможно объяснить рациональным способом, что она по своей природе мистична, с другой – неясно в каком именно смысле понимается эта мистическая сторона анархии (в этико-эстетическом, как у Чулкова и Вяч. Иванова, или в гностическом, как у Карелина и Солоновича)[45]Долинин Е.З. Письма с Кубы // Пробуждение. 1939. №. 94–95. С. 36–40.. В своих «Письмах с Кубы» Долинин пишет: «Анархизм должен вытекать не из политики, а из глубинных (онтологических) основ Бытия»[46]Там же. С. 38.. К сожалению, после этой красивой фразы никаких разъяснений читатель не найдет.

«Царство небесное». 2005. Испания, США. Реж. Ридли Скотт

Неудивительно, что мистические анархисты подверглись критике со стороны анархо-синдикалистов, которые эмигрировали из России в США после случившегося большевистского террора. Г.П. Максимов, теоретик анархо-синдикализма, в 1933 г. публикует статью «“Рассвет” – проводник русского фашизма»[47]Максимов Г.П. «Рассвет» – проводник русского фашизма // Дело труда. 1933. № 76. С. 15–20.. В этом очерке он упрекает Долинина и Рубежанина в том, что они «обслуживают все классы», что в своем стремлении предоставить публичную площадку для творческого самовыражения людей, они де-факто способствуют реабилитации реакционных сил, что в конце концов – дискредитирует анархизм как рабочее революционное движение. Не имея должного количества интеллектуальных ресурсов, Долинин и Рубежанин не смогли выработать контраргументы в защиту своей позиции. Это привело к роковым последствиям. Авторитет Максимова в рабочем сегменте русской диаспоры в США был огромен. Когда к концу 1930-х гг. в среде русских анархистов-эмигрантов встал вопрос о слиянии «Пробуждения» с анархо-синдикалистским журналом «Дело труда», было ясно, что мистический анархизм среди русских эмигрантов не приветствуется. Вскоре и газета «Рассвет» стала стремительно терять читательскую аудиторию. В 1939 г. оба печатных органа были закрыты, редколлегии распущены, а само сообщество и вовсе прекратило свое существование[48]Герасимов Н.И. «Поражение Гитлера есть необходимое условие революции»: из редакционной переписки журнала … Continue reading.

Максимов Г.П. «Рассвет» – проводник русского фашизма // Дело труда. 1933. № 76

К основным принципам мистического анархизма русского зарубежья стоит отнести: 1) антиреволюционизм (критика социальной революции); 2) антиэтатизм; 3) радикальная инклюзивность (открытость и включение всех идей и концепций в общее пространство мысли); 4) мистицизм (признание нерациональной природы анархии).

Заключение

Мистический анархизм всегда получал импульс развития в самые неспокойные времена русской истории XX в. (революция 1905 г., революция 1917 г. и последующая эпоха Гражданской войны, а также первые десятилетия существования пореволюционной русской диаспоры 1920–1930 гг. в США). Всю хронологию деятельности анархистов-мистиков стоит разделить на три периода: 1) 1905–1907 (Чулков, Вяч. Иванов); 2) 1917–1930 (Карелин, Солонович); 3) 1924–1939 (Долинин, Рубежанин). 3-й период органически вытекает из 2-го, 1-й период социально связан со 2-м лишь косвенно (связь Андрея Белого и Карелина), однако в историко-философской плоскости здесь можно усмотреть некоторую преемственность (например, пересечение идеи «соборного театра» Вяч. Иванова и деятельность Карелина и Солоновича по организации театральных читок). Вместе с тем, есть два обстоятельства, которые объединяют все три периода в единое целое: 1) все анархисты-мистики полагали, что социально-политический контекст анархизма вторичен по отношению к мистическому; 2) все анархисты-мистики пытались создать особое творческое сообщество, посредством которого можно было бы подготовить людей к будущему свободному обществу без государства, законов и принуждения. Мистический анархизм легко упрекнуть в эклектизме и логической противоречивости, но трудно спорить с фактом, что этот культурный феномен уже давно является памятником человеческой мысли.

Оформление: кадры из фильма «Царство небесное». 2005. Испания, США. Реж. Ридли Скотт.

Список литературы

Аникист Ю. Трубадур мистического анархизма (А.А. Солонович) // Дело труда. 1929. № 50–51. С. 15–17.

Белый А. Почему я стал символистом // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 418–493.

Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения. М.: Эксмо. 2003. 624 с.

Герасимов Н.И. «Поражение Гитлера есть необходимое условие революции»: из редакционной переписки журнала «Дело труда – Пробуждение» (март-апрель 1941 г.) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2019. № 9. С. 393–408.

Герасимов Н.И. Мистические анархисты // Финиковый компот. 2015. № 9. С. 66–68.

Герасимов Н.И., Ткаченко Д.А. От пананархизма к социотехнике и интериндивидуализму: проблема человека в творчестве братьев Гординых // История философии. 2021. Т. 26. № 1. С. 99–109

Делевский Ю. Коммунизм у насекомых // Рассвет. 1928. № 1. С. 2.

Демехина Д.О. Раскрытие личности в концепции соборного театра Вячеслава Иванова // Философский журнал / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 1. С. 90–103.

Димитрова Н.И. «Мягкая революция» мистического анархизма // Соловьевские исследования. 2017. № 3 (55). С.112–121.

Долинин Е.З. Письма с Кубы // Пробуждение. 1939. №. 94–95. С. 36–40.

Долинин Е.З. Право и нравственность // Пробуждение. 1927. № 1. С. 14–22.

Дорынек К.Я. Мистический анархизм Георгия Чулкова // Вестник Курганского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 1 (40). С. 53–56.

Жукоцкая З.Р. Философия музыки в мистическом анархизме Георгия Чулкова: социально-психологический аспект // Философия и общество. 2003. № 1 (30). С. 98–114.

Зотов С.О. Гностические образы в корпусе легенд ордена российских тамплиеров // Платоновские исследования. 2014. № 1. С. 389–414.

Иванов Вяч. Байрон и идея анархии // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien. 1987. С. 284–286.

Иванов Вяч. Идея неприятии мира и мистический анархизм // Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб.: Факелы, 1906. C. 5–27.

Кошарный В.П. «Мистический анархизм» в России в начала XX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 2 (6). С. 50–56.

Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб.: Logos, 1995. 519 с.

Максимов Г.П. «Рассвет» – проводник русского фашизма // Дело труда. 1933. № 76. С. 15–20.

Мережковский Д.С. Мистические хулиганы // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М.: Директ-Медиа, 2012. С. 115–123.

Моравский Е. Критика и библиография // Пробуждение. 1927. № 2. С. 46–48.

Моравский Е.З. Аполлон Андреевич Карелин. Некролог // Орден российских тамплиеров. Т. I: Документы 1922–1930 гг. / Ред. А.Л. Никитин М.: Минувшее. 2003. С. 48–49. [NB! В статье нет ссылки на эту публикацию: необходимо либо сослаться на нее, либо удалить из «Списка литературы» и «References»].

Налимов В.В. Об истории мистического анархизма в России (по личному опыту и материалам Центрального архива) // Анархизм: pro et contra / Ред. П.И. Талеров, В.Д. Ермаков. CПб.: РХГА, 2015. С. 798–806.

Никитин А.Л. Анархо-мистики кропоткинского музея и масонство // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина (Москва, Дмитров, Санкт-Петербург; 9–15 декабря 1992 г.) Вып.1: Идеи П.А. Кропоткина в философии / Ред. Н.М.Пирумова, Н.К.Фигуровская,

А.В.Бирюков. М.: Институт экономики РАН. 1995. 202 c. С. 136–144.

Никитин А.Л. Дело «Ордена света» // Орден российских тамплиеров. Т. II: Документы 1930–1944 гг. / Ред. А.Л. Никитин. М.: Минувшее, 2003. С. 6–15.

Никитин А.Л. Легенды московских тамплиеров // Литературное обозрение. 1994. № 3/4. C. 103–111.

Пеньяфлор Н.В. Мистические анархисты. Перезагрузка // Финиковый компот. 2016. № 10. С. 41–44.

Передовая. О наших задачах // Пробуждение. 1927. № 1. С. 1–4.

Показания А.А. Солоновича. ЦА ФСБ РФ. Р-33312. Т. 7. Л. 601.

Рубежанин М.И. Итоги русской революции // Пробуждение. 1927. № 4. С. 1–10.

Рубежанин М.И. Критика и библиография // Пробуждение. 1927. № 3. С. 40–48.

Рублев Д.И. Проблема соотношения свободы и нравственности: взгляд теоретиков анархистской эмиграции (1920–1940-е годы) // Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научной конференции 25–26 сентября 2015 г. / Отв. ред. В.М. Артемов. М.: Изд. центр МГЮА, 2016. C. 150–156.

Савченко В. 100 знаменитых анархистов и революционеров. М.: Фолио, 2008. 510 с.

Сапон В.П. Русский либертарий А.А. Карелин // Отечественная история. 2008. № 2. С. 160–169.

Семиглазов Г.С. Мистический анархизм Густава Ландауэра // История философии / History of Philosophy. 2020. Т. 25. № 1. С. 49–61.

Солонович А.А. Памяти А. А. Карелина // Орден российских тамплиеров. Т. I: Документы 1922–1930 гг. / Ред. А.Л. Никитин. М.: Минувшее. 2003. С. 52–53.

Солонович А.А. Скитания духа. М.: Сфинкс, 1914. 188 с.

Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Высшая школа права «Форум», 1994. 382 с.

Философов Д.В. Весенний ветер // Русская мысль. 1907. Кн. XII. С. 104–128.

Чулков Г.И. Письмо к Блоку. Август 1906 г. Примечания // Чулков Г.И. Годы странствий. М.: Эллис-Лак, 1999. 864 c. С.721.

Эсперов Н.Е. Судьба партий в демократических диктатурах // Пробуждение. 1937. № 82–83. С. 25–27.
Critchley S. Mystical Anarchism // Critical Horizons: A Journal of Philosophy and Social Theory. 2009. Vol. 10. Issue 2. P. 272–306.

Sapon V. Libertarian Socialist Apollon Karelin. Raleigh (NC): Lulu Press, 2015. 214 p.

References

Ankist, Yu. “Trubadur misticheskogo anarkhizma (A.A. Solonovich)” [The Troubadour of Mystical Anarchism (A.A. Solonovich)], Delo truda, 1929, No. 50–51, pp. 15–17. (In Russian)

Belyi, A. “Pochemu ya stal simvolistom” [Why I became a symbolist], in: A. Belyi, Simvolizm kak miroponimanie [Symbolism as a worldview]. Moscow: Respublika Publ., 1994, pp. 418–493. (In Russian)

Berdyaev, N.A. Samopoznanie: sochineniya [Self-Knowledge: Essays]. Moscow: Eksmo Publ., 2003. 624 pp. (In Russian)

Chulkov, G.I. “Pis’mo k Bloku. Avgust 1906 g. Primechaniya” [Letter to Blok. August 1906. Noted], in: G.I. Chulkov, Gody stranstvii [Years of Wandering]. Moscow: Ellis-Lak Publ., 1999, p. 721. (In Russian)

Critchley, S. “Mystical Anarchism”, Critical Horizons: A Journal of Philosophy and Social Theory, 2009, Vol. 10, Issue 2, pp. 272–306.

Delevskii, Yu. “Kommunizm u nasekomykh” [Communism in insects], Rassvet, 1928, No. 1, p. 2. (In Russian)

Demekhina, D.O. “Raskrytie lichnosti v kontseptsii sobornogo teatra Vyacheslava Ivanova” [Disclosure of personality in Vyacheslav Ivanov’s concept of cathedral theater], Filosofskii zhurnal / Philosophy Journal, 2019, Vol. 12, No. 1, pp. 90–103. (In Russian)

Dimitrova, N.I. “‘Myagkaya revolyutsiya’ misticheskogo anarkhizma” [The Soft Revolution of ‘Mystical Anarchism’], Solovyov studies, 2017, No. 3 (55), pp. 112–121. (In Russian)

Dolinin, E.Z. “Pis’ma s Kuby” [Letters from Cuba], Probuzhdenie, 1939, No. 94–95, pp. 36–40. (In Russian)

Dolinin, E.Z. “Pravo i nravstvennost’” [Law and morality], Probuzhdenie, 1927, No. 1, pp. 14– 22. (In Russian)

Dorynek, K.Ya. “Misticheskii anarkhizm Georgiya Chulkova” [George Chulkov’s mystical anarchism], Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, Series: Humanities, 2016, No. 1 (40), pp. 53–56. (In Russian)

Esperov, N.E. “Sud’ba partii v demokraticheskikh diktaturakh” [The fate of the party in democratic dictatorships], Probuzhdenie, 1937, No. 82–83, pp. 25–27. (In Russian)

Filosofov, D.V. “Vesennii veter” [Spring wind], Russkaya mysl’, 1907, Vol. XII, pp. 104–128. (In Russian)

Gerasimov, N.I. “‘Porazhenie Gitlera est’ neobkhodimoe uslovie revolyutsii’: iz redaktsionnoi perepiski zhurnala ‘Delo truda – Probuzhdenie’ (mart–aprel’ 1941 g.)” [‘Hitler’s defeat is a necessary condition for the revolution’. From the editorial correspondence of ‘Delo Truda – Probuzhdenie’ journal (March – April 1941)], Yearbook of the House of Russian Abroad, 2019, No. 9, pp. 393–408. (In Russian)

Gerasimov, N.I. “Misticheskie anarkhisty” [Mystycal anarchists], Date compote, 2015, No. 9, pp. 66–68. (In Russian)

Gerasimov, N.I. & Tkachenko, D.A. “Ot pananarkhizma k sotsiotekhnike i interindividualizmu: problema cheloveka v tvorchestve brat’ev Gordinykh” [From Pan-Anarchism to Sociotechnics and Interindividualism: The Problem of Man in the Work of the Gordin brothers], Istoriya filosofii / History of Philosophy, 2021, Vol. 26, No. 1, pp. 99–109. (In Russian)

Ivanov, V. “Bairon i ideya anarkhii” [Bairon and the idea of anarchy], in: V. Ivanov, Collected Works, Vol. 4. Brussel: Foyer Oriental Chrétien, 1987, pp. 284–286. (In Russian)

Ivanov, V. “Ideya nepriyatii mira i misticheskii anarkhizm” [The Idea of Rejection of the World and Mystical Anarchism], in: G.I. Chulkov, O misticheskom anarkhizme [About mystical anarchism]. St. Petersburg: Fakely Publ., 1906, pp. 5–27. (In Russian)

Kosharnyi, V.P. “‘Misticheskii anarkhizm’ v Rossii v nachala XX v. [‘Mystical anarchism’ in Russia in the early 20th century], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii, Povolzhskii region, Gumanitarnye nauki [Proceedings of Higher Education Institutions, The Volga region, Humanities], 2008, No. 2 (6), pp. 50–56. (In Russian)

Likhachev, D.S. Vospominaniya [Memories]. St. Petersburg: Logos Publ., 1995. 519 pp. (In Russian)

Maximov, G.P. “‘Rassvet’ – provodnik russkogo fashizma” [‘Rassvet’ is a guide to Russian fascism], Delo truda, 1933, No. 76, pp. 15–20. (In Russian)

Merezhkovskii, D.S. “Misticheskie khuligany” [Mystycal hooligans], in: D.S. Merezhkovskii, V tikhom omute [In a still whirlpool]. Moscow: Direkt-Media Publ., 2012, pp. 115–123. (In Russian)

Moravskii, E.Z. “Kritika i bibliografiya” [Criticism and Bibliography], Probuzhdenie, 1927, No. 2, pp. 46–48. (In Russian)

Moravskii, E.Z. “Apollon Andreevich Karelin. Nekrolog” [Apollon Andreevich Karelin. Nekrologist], Orden rossiiskikh tamplierov [Order of the Russian Templars], Vol. 1, ed. by A. Nikitin. Moscow: Minuvshee. 2003, pp. 48–49. (In Russian)

Nalimov, V.V. “Ob istorii misticheskogo anarkhizma v Rossii (po lichnomu opytu i materialam Tsentral’nogo arkhiva)” [About history of mystical anarchism in Russia (based on Central archive’s material), Anarkhizm: pro et contra, ed. by P.I. Talerov and V.D. Ermakov. St. Petersburg: RKhGA Publ., 2015, pp. 798–806. (In Russian)

Nikitin, A.L. “Anarkho-mistiki kropotkinskogo muzeya i masonstvo” [Anarсhists-Mystics of the Kropotkin Museum and Freemasonry], Trudy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 150-letiyu so dnya rozhdeniya P.A. Kropotkina (Moskva, Dmitrov, S.-Peterburg, 9–15 dekabrya 1992 g.). Vyp. 1: Idei P.A. Kropotkina v filosofii [Collected works of International Conference on the 150th Anniversary of the Birth of Peter Kropotkin, Vol. 1: Kropotkin’s ideas in philosophy (9–15 February Moscow, Dmitrov, Saint Petersburg), ed. by N.M. Pirumova, N.K. Figurovskaya and A.V. Biryukov. Moscow: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences Publ., 1995, pp. 136–144. (In Russian)

Nikitin, A.L. “Delo ‘Ordena sveta’” [The Case of ‘the Order of Light’], Orden rossiiskikh tamplierov, T. 2 [The Order of Russian Templars, Vol. 2: Documents 1930–1940], ed. by A.L. Nikitin. Moscow: Minuvshee Publ., 2003, pp. 6–15. (In Russian)

Nikitin, A.L. “Legendy moskovskikh tamplierov” [Legends of the Moscow Templars], Literaturnoe obozrenie, 1994, No. 3/4, pp. 103–111. (In Russian)

Penyaflor, N.V. “Misticheskie anarkhisty. Perezagruzka” [Mystycal anarchists, Reload], Date compote, 2016, No. 10, pp. 41–44. (In Russian)

“Peredovaya. O nashikh zadachakh” [Front Page. About our tasks], Probuzhdenie, 1927, No. 1, pp. 1–4. (In Russian)

“Pokazaniya A.A. Solonovicha” [A. Solonovich’s investigative evidence], TsA FSB RF [FSB Central archive of Russan Federattion], R-33312, Vol. 7, f. 601. (In Russian)

Rubezhanin, M.I. “Itogi russkoi revolyutsii” [Results of the Russian Revolution], Probuzhdenie, 1927, No. 4, pp. 1–10. (In Russian)

Rubezhanin, M.I. “Kritika i bibliografiya” [Criticism and Bibliography], Probuzhdenie, 1927, No. 3, pp. 40–48. (In Russian)

Rublev, D.I. “Problema sootnosheniya svobody i nravstvennosti: vzglyad teoretikov anarkhistskoi emigratsii (1920–1940-e gody)” [The Problem of the Relationship between Freedom and Morality: the view of anarchist emigrant theorists (1920–1940)], Problema sootnosheniya svobody i nravstvennosti: vzglyad teoretikov anarkhistskoi emigratsii (1920– 1940-e gody) [P. Kropotkin’s ethics and the problem of the interrelation of morality and law: research papers collection on the materials of the Interregional conference 25–26 September 2015], ed. by V.M. Artemov. Moscow: MGUA Publ., 2016, pp. 150–156. (In Russian)

Sapon, V. Libertarian Socialist Apollon Karelin. Raleigh, NC: Lulu Press, 2015. 214 pp. (In Russian)

Sapon, V.P. “Russkii libertarii A.A. Karelin” [Russian Libertarian A.A. Karelin], Otechestvennaya istoriya, 2008, No. 2, pp. 160–169. (In Russian)

Savchenko, V. 100 znamenitykh anarkhistov i revolyutsionerov [100 Famous Anarchists and Revolutionaries]. Moscow: Folio Publ., 2008. 510 pp. (In Russian)

Semiglazov, G.S. “Misticheskii anarkhizm Gustava Landauera [Gustav Landauer’s mystical anarchism]”, Istoriya filosofii / History of Philosophy, 2020, Vol. 25, No. 1, pp. 49–61. (In Russian)

Solonovich, A.A. “Pamyati A.A. Karelina” [In Memoriam of A. Karelin], Orden rossiiskikh tamplierov [Order of the Russian Templars], Vol. 1, ed. by A.L. Nikitin. Moscow: Minuvshee Publ., 2003, pp. 52–53. (In Russian)

Solonovich, A.A. Skitaniya dukha [Wandering in the Spirit]. Moscow: Sfinks Publ., 1914. 188 pp. (In Russian)

Udartsev, S.F. Politicheskaya i pravovaya teoriya anarkhizma v Rossii: istoriya i sovrmennost’ [Political and Legal Theory of Anarchism in Russia: History and Modernity]. Moscow: High School of Law ‘Forum’ Publ., 1994. 382 pp. (In Russian)

Zhukotskaya, Z.R. “Filosofiya muzyki v misticheskom anarkhizme Georgiya Chulkova: sotsial’no-psikhologicheskii aspect” [Philosophy of Music in the o Georgy Chulkov’s Mystical Anarchism: Social and Psychological Aspect], Philosophy and society, 2003, No. 1 (30), pp. 98–114. (In Russian)

Zotov, S.O. “Gnosticheskie obrazy v korpuse legend ordena rossiiskikh tamplierov” [Gnostic Images in the Corps of Legends of the Order of Russian Templars], Plato studies, 2014, No. 1, pp. 389–414. (In Russian)

 897 total views,  5 views today

Примечания

Примечания
1Дорынек К.Я. Мистический анархизм Георгия Чулкова // Вестник Курганского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 1 (40). С. 53–56.
2Кошарный В.П. «Мистический анархизм» в России в начала XX в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 2 (6). С. 50–56.
3Семиглазов Г.С. Мистический анархизм Густава Ландауэра // История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 49–61.
4Critchley S. Mystical Anarchism // Critical Horizons: A Journal of Philosophy and Social Theory. 2009. Vol. 10. Issue. 2. P. 272–306.
5Герасимов Н.И. Мистические анархисты // Финиковый компот. 2015. № 9. С. 66–68; Пеньяфлор Н.В. Мистические анархисты. Перезагрузка // Финиковый компот. 2016. № 10. С. 41–44.
6Рублев Д.И. Проблема соотношения свободы и нравственности: взгляд теоретиков анархистской эмиграции (1920–1940-е годы) // Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права: Сборник научных трудов по материалам Межрегиональной научной конференции 25–26 сентября 2015 г. М., 2016. C. 150–156.
7Кошарный В.П. «Мистический анархизм» в России в начала XX в. С. 55.
8Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М., 1994. С. 250–252.
9Никитин А.Л. Анархо-мистики кропоткинского музея и масонство // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина (Москва, Дмитров, С.-Петербург, 9-15 декабря 1992 г.). Вып. 1: Идеи П.А. Кропоткина в философии. М., 1995. С. 136–144.
10См.: Солонович А.А. Скитания духа. М., 1914.
11Чулков Г.И. О мистическом анархизме // Вопросы жизни. 1905. №. 6. С. 201.
12Жукоцкая З.Р. Философия музыки в мистическом анархизме Георгия Чулкова: социально-психологический аспект // Философия и общество. 2003. № 1 (30). С. 98–114.
13Иванов Вяч. Идея неприятии мира и мистический анархизм // Чулков Г.И. О мистическом анархизме. СПб., 1906. C. 5–27.
14Иванов Вяч. Байрон и идея анархии // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Брюссель, 1987. С. 284–286.
15Там же.
16Герасимов Н.И. Мистические анархисты. С. 66–68.
17Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения. М., 2003. С. 400–401.
18Димитрова Н.И. «Мягкая революция» мистического анархизма // Соловьевские исследования. 2017. № 3 (55). С. 114.
19Мережковский Д.С. Мистические хулиганы / В тихом омуте. М., 2012. С. 115–123.
20Философов Д.В. Весенний ветер // Русская мысль. 1907. Кн. XII. С. 104–128.
21Белый А. Почему я стал символистом // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 444.
22Чулков Г.И. Письмо к Блоку. Август 1906 г. Примечания // Чулков Г.И. Годы странствий. М., 1999. C. 721.
23Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб., 1995. C. 227.
24См.: Sapon V. Libertarian Socialist Apollon Karelin. Raleigh (NC), 2015; Моравский Е.З. Аполлон Андреевич Карелин. Некролог // Орден российских тамплиеров. Т. I: Документы 1922–1930 гг. / Ред. А.Л. Никитин М.: Минувшее. 2003. С. 48–49; Солонович А.А. Памяти А. А. Карелина // Орден российских тамплиеров. Т. I: Документы 1922–1930 гг. / Ред. А.Л. Никитин. М.: Минувшее. 2003. С. 52–53.
25Зотов С.О. Гностические образы в корпусе легенд ордена российских тамплиеров // Платоновские исследования. 2014. № 1. С. 390.
26Там же, С. 390–391.
27Демехина Д.О. Раскрытие личности в концепции соборного театра Вячеслава Иванова // Философский журнал / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 1. С. 90–103.
28Герасимов Н.И., Ткаченко Д.А. От пананархизма к социотехнике и интериндивидуализму: проблема человека в творчестве братьев Гординых // История философии. 2021. Т. 26. № 1. С. 99–109.
29Сапон В.П. Русский либертарий А.А. Карелин // Отечественная история. 2008. № 2. С. 160–169.
30Никитин А.Л. Анархо-мистики кропоткинского музея и масонство. С. 136–144.
31Налимов В.В. Об истории мистического анархизма в России (по личному опыту и материалам Центрального архива) // Анархизм: pro et contra. CПб., 2015. С. 798–806.
32Показания А.А. Солоновича. ЦА ФСБ РФ. Р-33312. Т. 7. Л. 601.
33Савченко В. 100 знаменитых анархистов и революционеров. М., 2008. С. 338.
34Никитин А.Л. Легенды московских тамплиеров // Литературное обозрение. 1994. № 3/4. C. 103–111.
35, 37Савченко В. 100 знаменитых анархистов и революционеров. С. 339.
36Аникст Ю. Трубадур мистического анархизма (А.А. Солонович) // Дело труда. 1929. № 50–51. С. 15–17; Никитин А.Л. Дело «Ордена света» // Орден российских тамплиеров. Т. II: Документы 1930–1944 гг. М., 2003. C. 11.
38Передовая. О наших задачах // Пробуждение. 1927. № 1. С. 1–4.
39Эсперов Н.Е. Судьба партий в демократических диктатурах // Пробуждение. 1937. № 82–83. С. 25–27.
40Делевский Ю. Коммунизм у насекомых // Рассвет. 1928. № 1. С. 2.
41Долинин Е.З. Право и нравственность // Пробуждение. 1927. № 1. С. 14–22.
42Моравский Е. Критика и библиография // Пробуждение. 1927. № 2. С. 46–48.
43Рубежанин М.И. Критика и библиография // Пробуждение. 1927. № 3. С. 40–48.
44Рубежанин М.И. Итоги русской революции // Пробуждение. 1927. № 4. С. 1–10.
45Долинин Е.З. Письма с Кубы // Пробуждение. 1939. №. 94–95. С. 36–40.
46Там же. С. 38.
47Максимов Г.П. «Рассвет» – проводник русского фашизма // Дело труда. 1933. № 76. С. 15–20.
48Герасимов Н.И. «Поражение Гитлера есть необходимое условие революции»: из редакционной переписки журнала «Дело труда – Пробуждение» (март-апрель 1941 г.) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2019. № 9. С. 393–408.