Отрывок из книги Петра Рябова — «Культура Эллады. Основные проблемы и категории»
Отношение к труду в Элладе было различным — в зависимости от периода, характера труда и той или иной категории населения. Аристократы считали физический труд постыдным и стремились к идеалу «теоретической», созерцательной жизни. А поэт-земледелец Гесиод, проповедующий идеал трудолюбия и экономии, утверждал: «Нет никакого позора в работе, позорно безделье». Однако и Гесиод считал, что труд отсутствовал в «золотом веке» и был послан богами в наказание людям. По мнению Аристотеля, подлинная человечность соотносится со свободой и созерцанием: она предполагает досуг. Свободный человек — это человек созерцающий, а не поглощенный заботами быта и добычей того, что необходимо ему для поддержания жизни. Чем человек больше поглощен суетой и трудом, тем он ближе к животному, а чем человек более отрешен и созерцателен, тем он ближе к Богу. Наоборот, рабство отождествлялось Аристотелем с животным состоянием и подневольным трудом — трудом ради поддержания самой жизни, обусловленным жесткой необходимостью, трудом рутинным и физическим. И раб, подобно животному, не является человеком, но лишь «говорящим орудием» — это убеждение Аристотеля разделяли почти все эллины.
Рабы в Элладе, подобно женщинам и иноземцам, находились вне полиса: не могли владеть землей, участвовать в народных собраниях, Олимпийских играх и религиозных праздниках, не распоряжались своей жизнью — словом, не считались людьми. Конечно, эллинская цивилизация не сводима целиком к отношениям между рабами и свободными и не может быть названа «рабовладельческой» (как это делают марксисты), поскольку рабство не представляло из себя фундамента всей ее экономической, политической, социальной и духовной жизни. Рабы не составляли большинства населения и даже большинства среди производителей и рассматривались лишь как вспомогательная экономическая сила, предназначенная для особо тяжелой и особо грязной работы. Лишь в отдельные периоды и в некоторых сферах (домашняя прислуга, рудники) они преобладали. Но, любуясь красотой и величием эллинской культуры, невозможно игнорировать наличие рабства в Элладе. Ибо оно накладывало свой отпечаток и на рабов, и на рабовладельцев, и на полисную жизнь, и на различные стороны культуры — от быта до философии.
Только раз в году, на праздниках Крониях рабы пользовались неограниченной свободой: считалось, что эти праздники знаменовали возвращение «золотого века Кроноса» и первозданного хаоса, когда никто не работал и рабство отсутствовало. Если в гомеровской Элладе рабов было совсем немного, и они практически были «младшими членами семьи» знатного эллина (Гомер даже именует раба Эвмена, служившего Одиссею, «божественным пастухом»), то позднее число рабов возросло, а их положение ухудшилось. Источниками рабства было пиратство, захват пленных на войне, закабаление за долги, продажа детей в рабство родителями, покупка на невольничьем рынке. Главные рабские рынки Эллады находились на островах Родос и Делос. В V-IV веках до н.э. у знатного свободного афинянина имелось от 20 до 50 рабов. Когда во время Пелопонесской войны спартанцы захватили местность Декелею возле Афин, туда бежало несколько десятков тысяч рабов. Красивые молодые рабыни и миловидные мальчики-рабы высоко ценились эллинами. Нередко хозяин ставил рабыню-наложницу почти на один «уровень» с официальной женой, что порождало ссоры в доме. Так, историк Плутарх упрекает прославленного оратора софиста Горгия в том, что он, такой ученый и красноречивый человек, не смог добиться согласия даже в своем домашнем кругу, состоящем из него самого, его жены и рабыни. А Софокл в трагедии «Трахинянки» рисует конфликт между законной женой Геракла Деянирой и взятой им в плен рабыней Иолой. Геракл потребовал от Деяниры, чтобы она приняла Иолу как равную себе, что привело к гибели и его, и Деяниру. Точно так же в трагедии Эсхила «Агамемнон» жена царя Агамемнона Клитемнестра убивает и своего мужа, и взятую им в плен несчастную троянскую царевну Кассандру, причем одной из причин этого убийства послужила как раз ревность к новой наложнице.
Если Аристотель считал рабство чем-то в высшей степени естественным и полагал лишь, что эллины не должны обращать в рабство других эллинов, в то время как существуют варвары — прирожденные рабы от природы, которые должны стать слугами эллинов, то на сей счет все же существовали и иные, хотя и мало распространенные, мнения. Так, некоторые софисты и трагик Еврипид полагали, что все люди равны от природы и рабства быть не должно. Подобно им, Платон утверждал, что рабство порождено не природой, но произволом людей. Однако же, полагал Платон, каждый должен смириться со своей судьбой. Главное — внутренняя, душевная свобода, которую вполне можно сохранить и будучи рабом.
Однако эти, немногочисленные и не слишком настойчивые, голоса людей, сомневающихся в правомерности и справедливости рабства, мало влияли на общее убеждение эллинов в его законности и правомерности. Только в эпоху эллинизма киники и стоики начали решительную критику рабства и проповедь общечеловеческого братства и равенства.
- Оформление: кадр из фильма «Александр» (Alexander). 2004. США. Реж. Оливер Стоун
4,648 total views, 2 views today